Rave

Рейв (англ. rave) — массовая дискотека с выступлением диджеев и артистов, где каждый может почувствовать мощную энергетику музыки; название электронной танцевальной музыки, которую играют на таких дискотеках, и оттого совершенно точного определения не имеющей.

В Великобритании рейвы стали массовым феноменом в 1988 году и к началу 1990-х годов приобрели известность за пределами страны. Изначально рейвы были громадными ночными дискотеками, проводившимися в складских помещениях или на полях под открытым небом, куда съезжались тысячи людей. Эти неконтролируемые никем массовые собрания в провинции вызывали в обществе негативную реакцию, усугубляемую также фактом широкого употребления «экстази» и более тяжёлых наркотиков на таких вечеринках. Довольно скоро многие британские клубы стали проводить рейвы в своих стенах, используя многоярусные танцполы, для каждого из которых играл свой диджей.

Основная музыка на рейвах была эйсид-хаус и техно и их дальнейшие разновидности (транс, хардкор, драм-энд-бэйс и пр.). Среди наиболее известных коллективов, ассоциирующихся с рейвом, были 808 State, The Shamen, A Guy Called Gerald, The Prodigy, Grid, Joey Beltram, Westbam.

Культуру рейвов вобрали в себя проводившиеся в 1990-е годы в Берлине при активном участии Maximillian Lenz ака Westbam и затем других городах мира «Парады любви». В России рейвы проводились с начала 1990-х годов (наиболее известные — «Гагарин-пати» (1991 год, братья Хаас и Bloc Limited), «Мобиле» в Москве, 1992); самым крупным на постсоветском пространстве был фестиваль «КаZантип», сначала проводившийся на крымском мысе Казантип, а затем поменявший название на «Республика KaZaнтип» и переехавший сначала в село Весёлое (вблизи Судака), а затем под посёлок Поповка (вблизи Евпатории). В наши дни своими массовыми музыкальными мероприятиями известен Санкт-Петербург, собирающий многотысячные вечеринки круглый год: весной — «MayDay» (с 2002 года), летом — «SoundTropolis», осенью — «Восточный удар», организованный промоутерской группой ContrForce, зимой — «Петербургский DJ Parade» от компании Track System (с 1997 года).

DJ, играющие на рейвах, создавали музыку из techno и house синглов. Вскоре именно они (ди-джеи), а не записывающие музыканты, стали самыми узнаваемыми и известными людьми в этой среде. Рейвы оставались, главным образом, английским феноменом с конца 80-х до начала 90-х гг. Такие сборища проводились в помещениях большой площади, часто на заброшенных складах и под открытым небом. В конечном итоге, британское правительство проявило недовольство их проведением, называя рейвы опасным для общества и антисоциальным явлением, которое необходимо прекратить. Но этого не случилось, рейвы продолжили свое существование, их поклонники сообщали друг другу о намечающейся вечеринке и пользовались сделанными вручную флаерсами. В США нашествие рейва началось в начале 90-х, но это никогда не приводило к большому скоплению публики, даже по стандарту андеграунда. В 90-е года, появились команды, на которые непосредственное влияние оказал rave особенно такие, как the Stone Roses, Happy Mondays и Charlatans; а также представители британской популярной музыки Pulp и Oasis; техно-группа the Prodigy все они развивали основную тенденцию рейв культуры, привлекая внимание британской молодежи в конце 90-х.