IDM

IDM (англ. Intelligent Dance Music) — условное обозначение для набора тех стилей электронной музыки, которые не вписываются в традиционные рамки принятых обозначений

Основоположниками жанра принято считать таких исполнителей, как Aphex Twin (Ричард Д. Джеймс) и Autechre, чьи музыкальные эксперименты привели к рождению нового, богатого на неожиданные находки стиля. Среди передовых в этой отрасли лейблов можно выделить Warp Records (Великобритания), Rephlex Records (Великобритания), Planet Mu (Великобритания), SKAM Records (Великобритания), Toytronic (Великобритания).

Cложный термин, предназначенный для обозначения электронной музыки 90-х годов, которая может одинаково удобно использоваться на танцполе и в домашних условиях. Со временем стиль IDM (Intelligent Dance Music) в значительной степени приобрел негативную известность среди танцевальных музыкантов и фанатов, которыми руководил только один вопрос, играют ли они бессмысленную танцевальную музыку или нет. Зародившись в конце 80-х годов, этот звук вырос из сочетания тяжелого dance, раздававшегося в основном с рейверских вечеринок и крупномасштабных клубных событий, плюс downtempo.Такие DJs, как Mixmaster Morris и Dr. Alex Paterson соединяли Chicago house, мягкий синтезированный pop/new wave с ambient, поощряя появление новой волны музыкантов, вдохновляемых большим разнообразием музыкальных источников. (В эти годы многие DJs и музыканта также протестовали против растущей чартовой ориентации британской танцевальной музыки на примере новых хитов "Pump Up the Jam" от команды Technotronic и "Sesame's Treat" от Smart E's.) Звукозаписывающая компания Sheffield's Warp Records работала с лучшими представителями этого жанра на самом деле продуктивный сборник от студии Warp под названием Artificial Intelligence познакомил слушателей по всему миру с пол дюжиной центровых исполнителей в этом стиле: Aphex Twin, the Orb, Plastikman, Autechre, Black Dog Productions и B12. Другие крупные звукозаписывающие компании Rising High, GPR, R&S, Rephlex, Fat Cat, Astralwerks также делали релизы качественного IDM, хотя к середине 90-х годов большинство музыки в стиле electronica, записываемой для слушателей, подтолкнуло студии к дальнейшим экспериментам и битовой ориентации. При отсутствии центральной, коммерческой сцены, Северная Америка стала самой благодатной и гостеприимной почвой для IDM, и к концу 90-х годов десятки солидных студий открыли свои двери для работы с музыкантами в этом стиле, включая Beat, Isophlux, Suction, Schematic и Cytrax. Несмотря на частые попытки переименовать стиль (студия Warp предлагала термин "electronic listening music" , а Aphex Twin остановился на "braindance"), стиль IDM оставался реальным способом для фанатов высказать свои обычно сбивчивые предпочтения.

Легкие формы IDM. В композициях этого направления обязательно присутствуют красивые электронные мелодии, зачастую даже очень простые. Мелодий может быть много, они могут сменять друг друга, сливаться самым неожиданным образом, неожиданно возникать и замолкать. У них может быть Ambient-нагрузка как у Autechre, а может быть и танцевальная как у Orbital. Следующим элементом такой музыки является ритм, построенный на сбивках и брейках. Ударные звуки могут быть довольно стандартными как у Orbital, а могут быть и совсем не стандартными как у Aphex Twin. Возможно использование не сильно перегруженных и грязных ударных звуков, хрустов и т.д.

Тяжелые формы IDM. Основной отличительной чертой данного направления являются тяжелые перегруженные и рваные ударные звуки в ритмах. Ритмы опять же строятся на брейках и сбивках; но бывает, что применяется перегруженный прямой бит 120-140 bpm. В частности, у Aphex Twin есть ранние прямобитные тяжелые треки, которые считаются классикой английского хардкора. Ритм в такой музыке всегда преобладает над мелодией; если, конечно, мелодия вообще присутствует. Именно такое IDM направление ближе всего к индустриальным шумовым музыкальным формам. Основным различием этих шумовых конструкций в звуке является то, что тут нельзя услышать брутальный рев и стучалово, присущее индустриальным работам. В IDM все сделано с математической точностью. Продуман каждый звук, каждый брейк, а стук железок, рев бензопил и бетономешалок ссинтезированы компьютерами. А также музыканты иной раз просто соревнуются в использовании эффектов fuzz («плавление»), overdrive (эффект перегрузки усилителя звука, «перегруз») и distortion («искривление») ради спортивного интереса и собственного развеселого настроения. В-общем, никаких иделогий и чётких рамок.

Классические формы IDM. В этом направлении используются мелодические стороны легких форм и ритмические стороны тяжелых форм. Классическим треком этого направления является трек «On» Aphex Twin. Война тяжелых перегруженных ритмов и красивых электронных мелодий. Никогда не понятно, кто же из них на этот раз победит, но всегда понятно, что мелодия останется в наших сердцах навечно.

Приджанглованные формы IDM. Это направление неожиданно начало развиваться, когда некоторые музыканты начали экспериментировать с джангл-ритмами. Эксперименты зашли гораздо дальше, чем написание джангл-ритмов из нестандартных ударных звуков. Особенно далеко зашло дело в экспериментах над этими ритмами: их ломанием, сбиванием, или простым написанием неповторяющейся за весь трек драм-партии. Особую популярность приобрел ударный эффект "трещотка" - кратковременная скоростная долбежка ударным звуком на скорости 300-1000 bpm. Многие музыканты уже шагнули дальше, и их треки похожи на одну большую трещотку. Основатель стиля - Том Дженкинсон (Squarepusher).